Сообщение с форума cirota.ru от 19.10.2004
19.10.2004 16:48 Юрий Михайлович (14990, православный христианин)
Тема: #34224
Я хочу поделиться самым ярким впечатлением нашего с моим ребенком-аутистом пребывания в лагере реабилитации инвалидов детства (в него мы попали с помощью фонда форума, смотрите темы #30208 и #34220).
Это было впечатление от моего знакомства с некоторыми больными детьми-аутистами. В лагере я встретил детей, производящий впечатление идиотов (в буквальном смысле) – и вдруг такой ребенок обнаруживает наличие глубокого внутреннего мира.
Маленькая невзрачная девочка-аутист по имени Соня (ей 10,5 лет) не может сказать ни слова. Иногда произносит какое-то «Бе-бе-бе....», и все. И это не речевая проблема, а психологическая. Когда к ней обращаешься, впечатление, что она и не слышит и не слушает, да и не способна слушать. Она отключена. В быту беспомощна как полутора или двухлетний ребенок, не способна на самую простую ручную работу (полить из лейки цветы), и еще в прошлом году, как мне рассказали, часами монотонно ходила по двору по кругу, а еще раньше – также подолгу, часами кричала.
И вдруг оказывается (для меня это было буквально открытие), что за такой завесой у Сони глубокий внутренний мир и внутренняя речь. Хотя ее никто не учил читать и писать, она сама освоила. Пишет – если ее руки с тыльной стороны касается пальцем доверенный человек, например, мать. Это – моральная поддержка, необходимая, чтобы Соня писала.
Что же может писать больная десятилетняя девочка?
На литературном кружке требовалось давать афоризмы-определения различным понятиям. Например, было и такое задание: дать афоризмы-определения, что такое наука? И что такое душа? Соня ответила (написала): «Наука – система знаний, основанных на сомнении». Десятилетняя ли девочка, не способная говорить, почти идиот, дает этот ответ? Она написала также и о душе: «Душа – это такое пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом или сатаной». Кто из взрослых способен дать такой ответ?
Но Соня пишет и стихи. Опять же, если ей будут поддерживать руку. И смотреть во время написания она будет не на лист, а куда-то в обратную сторону, и говорить свое «бе-бе-бе...» Пишет она, например, такие строки:
«Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной»
Приведу еще одно ее стихотворение. В ней открывается ее внутренний мир:
"Мне страшно. Голова гудит
Там мечутся слова и просятся уйти.
«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу –
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю... И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними – и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит".
Это ли стихотворение десятилетней девочки, в поведении, скорее, двухлетней? Через переписку я беседовал с Соней (и хочу продолжить общение). Ее вопросы ко мне, прямые, которые может задать только ребенок, но совсем не детские, о моем внутреннем, сокрытом, требовали такого же прямого, без лукавства, ответа, очень трудного для нас, взрослых.
Это яркое впечатления, которым я хотел поделиться с участниками форума.
Источник: www.logoslovo.ru
|
|